Экологическое воспитание детей

Экологические проблемы с каждым днём обретают более отчётливое лицо благодаря усугублению разрушающих факторов, созданных человеком. Прошлая жизнь со своим беззаботным отношением к природе всё больше становится историей, а на её место приходит новая, тревожная, обещающая непростое будущее тем, кто не думает о проблемах экологии уже сейчас.

Немного статистики
  • По данным экологов, запасы пресной воды исчерпают себя полностью к 2100 году.
  • За последние 100 лет животный мир оскудел на более чем 300 видов.
  • Темпы вымирания во флоре и фауне настолько быстры, что на данный момент десятки видов живых существ исчезают ежедневно.
  • Ежегодно в гидросферу выбрасывается около 15 миллиардов тонн загрязняющих веществ.
  • На территории России за последние десятилетия около 80% пресных водоёмов загрязнены настолько, что больше непригодны для питья.
  • 80% всех кишечных отравлений спровоцированы грязной водой.
  • С 2011 года из-за цунами у берегов Японии образовался остров из мусора, который дрейфует в Тихий океан. Этот остров состоит из пластика, обломков домов, машин и радиоактивных отходов, вес которых в общем составляет более 3 млн т, и он постоянно увеличивается. Его размер сравним с Ленинградской областью.
  • Помимо этого, в Мировой океан ежегодно сбрасывается более 7 миллиардов пластикового мусора, который разлагается сотни лет, а до тех пор будет мигрировать вместе с течениями, распространяясь по миру, или же оседая на морском дне, отравляя воду и угрожая жизни живых существ, обитающих в этих районах.
  • Среднестатистическая европейская или американская семья выбрасывает ежегодно более 1 т мусора.

Мир сейчас – это ответственное сегодня, от которого будет зависеть жизнь завтра. Задачи нашего поколения: перестать усугублять и без того невообразимо тяжёлую ситуацию, найти пути выхода из неё, по возможности воплотить в жизнь и, главное, воспитать будущее поколение так, чтобы оно продолжило наше дело, обрело новые знания и не совершило тех экологических ошибок, которые сейчас угрожают не только человеческому виду, но и всей планете.

Как привить ребёнку экологическое воспитание?

16-05-2016 11-17-00

Как известно, одной из самых большим проблем человечества стало перепотребление, когда люди производят и покупают больше, чем им действительно необходимо. По этой причине и растут те огромные мусорные острова в Тихом океане, да и не только в нём. Чтобы избежать этого, следует прививать ребёнку мысль о том, что вещи, однажды приобретённые, следует беречь.

Изобилие игрушек ещё не принесло ни одному маленькому человеку ничего хорошего. Если вы обладаете слишком многим, то перестаёте это ценить. Это закон человеческой психики, который работает одинаково в любом возрасте.

Потребительская зависимость формируется очень легко, особенно у маленьких детей, которые не знают цены ни деньгами, ни труду, ни самой вещи. Потому объяснять ребёнку о значимости той или иной покупки, которую вы совершили именно для него, следует как можно раньше.

В масштабах планеты нет такого слова «выбросить». Ничто никуда не исчезает, всё остаётся с нами: однажды произведённое, купленное и выброшенное. Вынося из дома мусор, вы не избавляетесь от него вовсе, а лишь переносите в другое место. Единственный выход из такой ситуации – меньше потреблять.

Чтобы ваш малыш заинтересовался природой, почувствовал с ней связь и захотел сберечь её, следует с детства обращать его внимание на окружающий мир.

  1. Ходите с ребёнком в походы

16-05-2016 13-46-59

Или просто на прогулку в лес. Старайтесь обращать внимание малыша на процессы, происходящие вокруг. Научите прислушиваться к птичьему щебетанию, к шелесту листьев на ветру, к скрипу деревьев. Покажите, что на природе жизнь кипит всюду, куда бы ни упал взгляд.

Человек – это не обособленное существо, а часть единого целого жизненного цикла, который протекает внутри и снаружи, хотим мы этого или нет. Мы участвуем в круговороте жизни помимо воли и знания. И чем раньше вы и ваш ребёнок почувствуете это, тем целостнее будет ваша связь со своей же жизнью.

  1. Читайте книги

8666b7fb305b2d4cc826371e107a1639

Существует немалое количество писателей, которые описывали жизнь животных и растений интересно и весело, специально для детей: С.Т. Аксаков, К.Н. Благосклонов, В. Бианки, Г. Пришвин и др. Это русскоязычные писатели, многие из их произведений проходят в школе или дают для внеклассного чтения практически с первого класса.

Чтение подобного рода поможет не только развить умственные способности вашего малыша, но и откроет ему удивительный мир животных и растений, который так непросто познать, проживая в городе.

«Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения литературы. Не дополнительные занятия, не бесконечное «подтягивание», а чтение, чтение и ещё раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться. Благодаря чтению развивается интеллект. Чем больше... ребёнок читает, тем яснее становится его мысль, тем активнее его умственные силы».

Сухомлимский В.А – советский писатель-педагог, создавший педагогическую систему, основанную на гуманизме и на признании личности ребёнка высшей ценностью (по материалам Википедии). 

  1. Сочиняйте сказки самостоятельно и помогаете делать это вашему ребёнку

Сказка – универсальный материал, который связывает детское сознание с реальностью. Через сказки дети учатся не только слушать и рисовать картины в своём воображении (то есть фантазировать), но и узнают о правилах безопасности, учатся себя вести, отличать хорошее от плохого и т. д.

Если научить малыша придумывать самостоятельно, вы одновременно убьёте двух зайцев: ваш ребёнок сразу перешагнёт на следующую ступень развития личности и научится оставаться наедине с собой (оказывается, когда нечем заняться, всегда можно что-то придумать и необязательно ждать, пока взрослые подскажут тебе игру, это можно сделать самому).

Такой подход в воспитании поможет ребёнку концентрироваться на окружающих его предметах, замечать то, что раньше ему не бросалось в глаза, потому что мама или папа просто не обращали его внимание на это. Теперь же малыш вооружён собственным детским видением мира, которое направлено в первую очередь на простые и банальные для взрослого человека вещи: на наблюдения за жизнью насекомых, животных, рыб, птиц, за погодой, облаками, цветами и т. п.

«Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».

Если ребёнок «связан в своём воображении несколько предметов окружающего мира, значит, можно сказать, он научился мыслить».

Сухомлимский В.А.

Детское восприятие настолько разнится со взрослым, что даже трудно представить, сколько жизненноважных мелочей упускают те малыши, чьи родители ограждают их от связей с природой. Дети, выращенные в прямой связи с окружающим миром, здоровее и физически, и психологически, их ум более гибок, и, что немаловажно, они не боятся загрустить – их жизнь всегда наполнена событиями, маленькими и плохо заметными, но очень важными.

  1. Посещайте контактные зоопарки, в которых разрешается прикоснуться к животным

16-05-2016 11-16-22

Вообще, зоопарк не лучшее место для воспитания экологического мышления ребёнка. Животные находятся в неестественной среде и, как правило, не в самых лучших условиях. Поход в обычный зоопарк, где звери сидят в клетках и мучаются от жары и постоянных взглядов, является не самой лучшей идеей с точки зрения заботы о животных и природе. Другое дело контактные зоопарки, где животные чувствуют себя более вольготно. Если у вас есть возможность съездить с малышом именно в такое место, то упускать её нельзя.

  1. Заведите домашнего питомца

16-05-2016 13-45-48

Это отличный способ развить в ребёнке не только навыки заботы о ближнем, но и чувства равенства с братьями нашими меньшими. Через домашнего зверька маленький человек узнаёт о том, что иные живые существа также имеют потребности, которые очень схожи с его собственными, нуждаются в заботе, внимании и ласке.

«Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоём ближнем, потому что идёшь ты куда-то и с какой-то целью; каждое твоё слово в душе другого отзовётся, но, как оно отзовется, это зависит от тебя. Уже то, что ты смотришь на окружающий мир и видишь его, таит в себе и добро, и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как увидишь».

Сухомлимский В.А.

  1. Играйте в развивающие игры

16-05-2016-14-10-49

Таких немало в продаже или интернете, но и самостоятельно их придумать нетрудно. Например, можно устроить викторину «Кто больше знает о лошадях» или «Какой бывает вода». Помимо того, что такое времяпрепровождение поможет ребёнку стать эрудированным, так и вы сами сможете узнать что-то новое, готовясь к игре.

Существует ещё немало способов развить в ребёнке тягу к изучению природы: аудиосказки и рассказы, песни, мультфильмы и кино, дискуссии и беседы, творческие задания (рисунки, поделки) и многое другое. Всё в целом поможет не только привить правильное отношение к миру, но и разовьёт вашего малыша, научит думать, делать выводы и просчитывать свои шаги наперёд (если я сделаю это, что произойдёт? Пострадает ли кто-нибудь или кому-то станет лучше?), отвечать за свои поступки, прислушиваться к окружающим… А главное, помнить, что человеческие потребности так же важны, как и потребности других живых существ, и следует прислушиваться не только к собственному Я, но и ко всему миру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

My Spring в соцсетях