Учим ребёнка читать осознанно

Книги – верные проводники в мире, где владение информацией стало главным мерилом успешности. Но не каждое написанное произведение имеет действительное отношение к литературе. Одного навыка чтения теперь недостаточно, чтобы суметь преуспеть на полученном знании, насладиться уровнем собственной эрудиции. Следует научиться выбирать книги, питающие положительно, а не забирающие ваше время и энергию для обогащения и прославления своего автора. И учиться этому следует с детства. Каким же образом воспитать в ребёнке тягу к чтению, а главное, как научить маленького человека выбирать из мира многочисленного информационного шума нужное и полезное?

11-07-2016-12-36-51

Прочесть ещё не означает поумнеть

Чтобы найти человека, не умеющего читать, придётся отправиться либо в глухую глубинку, либо в низшие слои общества, либо куда-нибудь в очень далёкие малоразвитые страны, о которых большинству из нас известно только из книг и/или телевидения. Современные люди имеют читать – это базовый навык передачи знаний через поколения. Но у многих ныне живущих в процессе освоения этого навыка внимание уделялось только самому чтению как факту: ты осилил «Войну и мир», какой ты молодец, наверно, ещё и умный. Многое ли понял человек, после прочтения этой тяжелейшей книги, что она ему дала, что он вынес для себя, и, вообще, понравилась ли она ему (по-настоящему, а не потому, что остальные хвалят) – на эти вопросы может ответить лишь тот, кто умеет читать осознанно.

В современных школах перед учителями не стоит такой цели, как воспитание в ребёнке умения осмысливать своё чтение. Если бы это было так, то многие произведения, входящие в состав привычной нам школьной программы, просто бы туда не попали. Все мы прекрасно помним, как мучились, пытаясь перевести с языка автора на «человеческий», язык своего детского только развивающегося мышления. Как учителя пытались нас спровоцировать на отыскание проблем и путей их решения для главного героя какого-нибудь «очень важного романа в мировой истории», когда нам, как детям, такие проблемы были ещё абсолютно не близки. Многие классические произведения, написанные непривычным языком, имеющие явный исторический подтекст (а его ещё нужно вычленить и обязательно брать во внимание), написаны явно для другой возрастной группы, и для школьных лет просто не подходят. Но они всё равно изучаются, из года в год вытягивая из подрастающего поколения последнее желание к чтению.

11-07-2016-12-38-39

Однако, читающих людей не так уж мало, как может показаться. Другое дело, что очень многие плохо осознают прочитанное, верят художественным книжкам как научным, а серьёзные нехудожественные произведения считают скучными, потому не берутся за них вовсе. Оттого у многих из ныне живущих людей не сформировано критическое мышление, в голове запутаны всевозможные события, харизматичность или амбиции автора считаются более весомым доказательством его таланта, чем действительно вложенный в книгу (или статью) труд.

Почему так происходит? Откуда у инфантильного мышления нынешнего человека такая тяга к впитыванию по сути бесполезной информации? Потому что «чтение – это мудрость» – вот что нам говорили в школе, и это основная мысль, сквозящая через все многочисленные годы обучения, которая дала нам одну лишь иллюзию: если читаешь, значит, будешь умным.

Но на практике оказывается, что всё совсем с точностью да наоборот. Неосознанный поток псевдоинформации проникает в сознание как взрослого, так и ребёнка, формируя в нём чёткую уверенность, что это псевдознание его обогащает. Самым показательным примером на сегодняшний момент можно считать телевидение. Никто не будет спорить, что это изобретение – огромный и жутко важный научный скачок в ходе нашей цивилизации. И было бы хорошо, если бы люди пользовались им (как, впрочем, и интернетом) чтобы развиваться, а не насыщаться. А именно это насыщение удовлетворяет большинство из нас, как жирная еда, без пользы проглоченная, но вкусная и с красивой этикеткой.

Абсолютно огородить ни себя, ни уж тем более своего ребёнка от такого информационного шума, какой теперь повсюду, просто нереально. Но этого делать и не нужно, ведь наличие такого раздражителя легко пресечь обыкновенным навыком осознанного чтения.

11-07-2016-12-38-10

Как развить критическое мышление через литературу?

Художественная литература

Зачем нам нужна художественная литература вообще? Чему она учит, если большинству описанных в ней фактов верить не следует – они могут быть обыкновенным авторским приёмом, чтобы завлечь внимание читателя. Художественная литература учит проникать, «влезать» в сознание других людей, становиться на их место, видеть мир чужими глазами. Это безумно важное и нужное качество, без которого невозможно полноценно существовать в мире других людей и строить долгие и счастливые отношения. Ни семейная жизнь, ни воспитание своего отпрыска, ни дружба с близкими или коллегами невозможна, если человек не умеет чувствовать и понимать того, кто находится рядом с ним.

Конечно, есть вероятность, что кому-то под силу оставаться эгоистом до мозга костей и одновременно играть роль чувственного и любящего супруга. Но, как мы все понимаем, это больше из разряда фантастики, чем обычной жизни. Всё же люди жаждут не только отдавать, но и получать что-то взамен. А получить «ответ» на свою любовь можно только от того, кто это понимает и готов отдать часть себя другому человеку.

11-07-2016-12-39-41

Научная литература

Вот тут интереснее, ведь научная литература стоит на следующей степени развития критического мышления человека, требуя особенной («профессиональной») подготовки на осмысление. При прочтении художественной книги мы ощущаем себя частью другого мира, переживаем иные жизни, разбираемся в новых ситуациях. В научной литературе всё иначе. Язык книги здесь роли не играет. Зато информационное содержание чем выше, тем ценнее. Факты – вот основное, что притягивает нас к прочтению подобных трудов. Многие люди в определённые периоды времени вообще отказываются от прочтения художественных книг, подсаживаясь на информационную иглу научной литературы. И это нормально, возможно, даже прекрасно, если бы все книги (или статьи), претендующие на звание «научных», таковыми являлись.

В ходе воспитания ребёнка помогайте ему оценивать прочитанную информацию критически. Каким образом это делается? Допустим, ваше чадо погрязло в мире фантастики или магии и постепенно начинает увлекаться гаданиями, гороскопами и пр. Нет ничего плохого в том, что мы порой обращаемся к подобным материалам. Но нельзя вверять свою судьбу и принятие серьёзных решений «звёздам» или неведомому «провидению». Любое решение, принятое человеком, является его личным, он несёт за него ответственность. И это следует понять с детства. Потому все направляющие, помогающие нам на жизненному пути, следует выбирать осознанно, отдавая полный отчёт, что самому и придётся жить с последствиями принятого решения.

Как развить навык осознанного чтения у ребёнка?

11-07-2016-12-40-50

  1. Читайте вместе. Это отличная тренировка не только навыка осмысления прочитанного, но и дружеских отношений типа «отцы-дети». Старайтесь взглянуть на мир, который разворачивается в книге, глазами своего отпрыска, спросите, что ему нравится или не нравится в книге, как бы он поступил на месте героя. А в конце можете высказать собственное мнение: одобрение или порицание. Ведь вы для ребёнка авторитет, и следует им оставаться через формирование соответствующих точек зрения у своего малыша.
  2. Книги по возрасту и интересам. Пусть ваше чадо читает то, что нравится ему. В маленьком возрасте пусть это будут книги с огромными картинками, которые так привлекают детей. В более старшие годы – сказки, приключения, ещё позже – фантастика, детективы или романы… Для ребёнка важно иметь собственное мнение и набор книг, которые нравятся лично ему, а не потому, что это было навязано.
  3. Не наказывайте чтением. Чтение – это не просто игра, способ занять время. Это инструмент, которым либо ваш ребёнок будет пользоваться всю жизнь, либо забросит и так и останется уверенным, что прочтение книги – это тяжёлая кара и невыносимый труд. Не все любят читать вот прямо с пелёнок. Кто-то долго ищет «своё», чтобы влюбиться в произведение и начать долгий извилистый путь именно с него. Пусть всё происходит наиболее естественно и без лишних конфликтов. Не забывайте, что вы не только воспитатель, но и любящий родитель, который должен понимать настроения своего чада как можно дольше, не отдаляя его от себя лишней нервозностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

My Spring в соцсетях