Сколько можно учиться?

Как построено современное образование? Как практически применяются в жизни общие знания, усвоенные на всём жизненном пути? А главное, сколько же можно учиться, чтобы «насытиться» полезной информацией, есть ли границы, определяющие уровень людского знания, информативную «заполненность» отдельно взятого человека?

Ступени обучения от младенчества до взрослой жизни

Начиная с первых дней жизни дети учатся законам, которые правят в окружающем их мире. Познание реальности происходит поэтапно: сначала малыши окунаются в жизнь своей семьи, узнают через мать и отца о том, что такое люди, как они говорят, двигаются, какие имеют привычки. Потом, уже на основании имеющегося опыта, они начинают познавать иные миры: жизни других людей, животных, растений и природы в целом.

Следующая ступень – это детский сад. В нём дети учатся самостоятельности и общению, основам дисциплины и самоорганизации. Потом – самый многообещающий период – школа, которого так ждут родители в надежде воспитать в своём чаде настоящего полноценного здравомыслящего человека, который по прошествии школьных лет будет прекрасно понимать себя, свои желания и отчётливо видеть подступающее вплотную взрослое завтра, от которого теперь зависит так много.

И вот миновали школьные годы, но полноценная личность не сформировалась. Перед нами всё тот же ребёнок, ничего не мыслящий в настоящей жизни. Хотя по всем правилам он должен был вырасти, превратиться во взрослого человека, который вот теперь скажет своим любящим родителям: я готов выбрать дело своей жизни, я буду зарабатывать на нём столько, сколько захочу и ни в чём не буду нуждаться, вы будете гордиться мной и никогда не пожалеете, что именно я – ваш отпрыск. Но сплошь и рядом со школьной скамьи выходят всё те же дети, которые до сих пор не научились отдавать отчёт в своих поступках и держащиеся исключительно на тех нитях, которые были сформированы ещё в детстве.

23-05-2016-15-14-01

Дальше лучше. Найден путь (осознанно или наспех, самостоятельно или нет ), есть некая цель, которая так далека, как всё, что есть незыблемого в человеческом мире, которую не потрогать, не понять, не осознать. Все идут к подобной цели – получению профессии, точнее, диплома, и наш ребёнок идёт туда же. И вот весёлые студенческие года миновали и настало время пускаться во взрослую жизнь с головой…

Перед нами выпускник с дипломом в руках (может, даже с красным). Человек. Настоящий гражданин. Его хоть куда: хоть на производство машины конструировать, хоть в больницу людей лечить, хоть в космос запускай. В общем, не ребёнок, а находка, родители горды и счастливы, их миссия выполнена, малыша можно выпускать в мир.

И человек идёт в мир. И смотрит человек по сторонам, а мир везде ухмыляется и говорит, что ты маловат ещё, не по зубам тебе тягаться с силами мироздания. Ты не знал, куда ты шёл всё это время, поэтому ты потерялся. И хуже того: скорее всего, ты вообще не на своём месте. Быть может, тут должен был стоять кто-то иной? Кто бы этого хотел, кто был бы готов к тому, что сейчас мир смотрит на него именно с этого ракурса и прямо в глаза. И человек боится, и не потому, что трус, а потому, что это не его место.

Что значит «быть не на своём месте»?

Если виртуоза классической музыки посадить в общество к шахтёрам, будет ли этот виртуоз таким уж молодцом и здесь, каким был там, на большой, освещённой софитами сцене? Оценят ли его и в этом обществе, тоже весьма достойном, хоть и не в таком общепринятом смысле? И, в свою очередь, оценит ли он авторитеты этого общества, в которое его забросило по велению судьбы и, возможно, вообще неосознанно? Весьма сомнительно.

Хотя, можно дать виртуозу пару лет и кирку, пусть разберётся во всей прелести жизни под землёй, узнает, что такое настоящая мужская работа. Пусть его руки загрубеют, а слух притупится. Зато он узнает, что здесь тоже есть достойные люди, которые находятся на своём месте, понимают смысл своей работы, делают это осознанно. Они смогли. А сможет ли он? Чаще случается так, что тот, кто призван быть виртуозом в одном, своём деле, становится обычной посредственностью в другом, не своём. И даже при огромном желании и не дюжем стремлении стать первым (и даже если он таковым станет), он всегда будет не на своём месте.

23-05-2016-15-14-57

Вернёмся к нашему выпускнику, стоящему на перепутье, к которому приходят практически все мыслящие люди, понимающие, что что-то в их жизни пошло не так. Теперь перед глазами ясная картина: я недоволен, мне не нравится здесь, я не на своём месте. Это значит, что вся моя прошлая жизнь была ошибкой, я шёл не туда. Мне за 20, 25 или даже за 30, я ничего не умею, и не знаю, что делать дальше. Я уверен, что всё нужно изменить, не знаю как, но надо.

Вот. Мы и дошли до момента, к которому так кропотливо топали все свои 20, 25, 30 (и это не предел) лет. Только теперь мы готовы учиться осознанно!

Как учиться осознанно?

Ещё буквально несколько десятков лет назад получить образование можно было только в специальном учреждении, к тому приспособленном. Без диплома никуда, и именно эта мысль так сильно засела в умах людей, что, опираясь на это убеждение, была и будет сломлена не одна тысяча жизней.

Но теперь мир построен иначе. Для того чтобы найти дело по душе порой вообще не надо выходить из дома. Но это не отменяет того, что думать нужно всегда. И думать не просто так, о чём-нибудь, а осознанно, по-взрослому.

Всё, что вам может прийти в голову, уже есть в интернете, и этим надо активно пользоваться. Самое сложное – это определить, чего вы действительно хотите, к чему лежит душа. Узнать это поможет ваш собственный жизненный опыт. Если же у вас есть несколько весьма мутных целей, и вы не знаете, какую выбрать, то следует начать с той, в которой вы лучше разбираетесь на данный момент и отталкиваться от этого.

Когда перед вами стоит цель, которую вы осознаёте, и действительно этого хотите (научиться профессионально рисовать, писать книги, снимать кино, разводить и продавать хомячков, открыть свою фитнес-студию и прочее…), то нужно сделать всё, чтобы воплотить свою мечту в жизнь.

Поверьте, человеку подвластна любая цель, любая вершина! Но идти к ней нужно целенаправленно и осознанно, порой через лишения и пересиливание себя, постоянно, часто медленно, но твёрдо.

Как идти к цели?

Как изменить свою жизнь, чтобы хотелось вставать по утрам, чтобы глаза горели и не пугало будущее? Единственный путь – обучение: постоянное совершенствование не только умственных способностей, но и физических, и психологических мышц.

23-05-2016-15-15-45

Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно.

Р. Бредбери

Учиться чему-то не стыдно никогда. Напротив, чем старше человек, увлечённый познаванием окружающего мира и себя, тем притягательнее его рвение, тем осознаннее его обучение и тем реальнее цель, которую он преследует.

Повзрослеть можно в любом возрасте. Возможно, кого-то жизнь прижмёт в 15, благодаря чему приобретается понимание того, что нужно постоянно бороться с самим собой, чтобы чего-то достичь. Кто-то не вырастает из детских представлений о мире никогда. И это тоже выбор, который мы не вправе осудить, но от которого можем по собственной воле отказаться и найти путь собственный.

  • Если вы не боитесь развиваться;
  • готовы открывать для себя новое;
  • мечтаете о финансовой состоятельности и независимости;
  • твёрдо уверены, что сегодняшняя жизнь, которая вас не устраивает, может измениться только вашими усилиями;
  • готовы снова учиться (но не всему на свете, как это происходит в общем образовании, а только тому, что нужно именно вам!)

…только тогда вы можете претендовать на звание взрослого человека. И у вас есть все шансы стать таковым, стоит лишь воплотить желаемое в действительное.

Не бойтесь изменить свою жизнь, бойтесь остановиться, перестать развиваться, закостенеть, достичь определённого уровня и остаться на нём, бойтесь смирения и апатии…

Он сломал себе жизнь. И теперь у него две отдельные, весьма приятные жизни.

С. Е. Лец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

My Spring в соцсетях