Как воспитать в ребёнке силу духа

Далеко не каждый взрослый может похвастаться силой духа, хотя именно это качество входит в незыблемый состав, определяющий человека как «взрослого». Но раз не всем взрослым это дано, как же возможно воспитать в маленьком ребёнке столь сильное и сложное качество личности?

Что такое сила духа?

Это особенная личностная черта, развить которую можно через физическую и психологическую активность: через воздействия между людьми, самопонимание, осознанность и самодисциплину.

Зачем нужно это качество?

Для достижения целей. Каких? Любых! Человек, который не развил в себе силу духа, не сможет достигнуть никакой даже мало-мальски сложной цели. Сила духа позволяет держать в форме тело и сознание, учит сострадать, любить, дружить, помогать слабым, давать отпор недоброжелателям, помнить о поставленных целях и идти к ним…

22-05-2016-17-54-2411

  • Начиная с самого младшего возраста говорите ребёнку о его внутренней силе

Это так не принято в современном воспитании: ни детские сады, ни школа, ни даже взрослая жизнь не дадут вашему ребёнку безболезненных установок на правильное мироощущение, если этого не сделать ещё в детстве. Человек, выросший без воспитания элементарного терпения, обречён на болезненное существование в мире постоянных обид и конфликтов. Часто именно такие люди страдают от лишнего веса, от недопонимания со стороны родителей, от горьких личных отношений, а впоследствии – от конфликтов типа «отцы и дети» уже со своими сыновьями и дочерьми.

  • Воспитывать малыша нужно разносторонне

И это не значит, что его нужно отдать во все на свете кружки, и пусть он сам решает. Сейчас речь не об этом. Это значит, что ребёнку следует уделять внимание не только на физическом уровне, но и на эмоциональном, психологическом.

Достойный родитель, это в первую очередь качественный педагог, хорошо видящий и расценивающий ситуацию, в которой растёт его дитя. Если малыш болезненный, то наряду с остальным воспитанием нужно уделять больше внимания его питанию и физической активности; если закомплексованный, то учить общаться и дружить с другими людьми (начать можно даже не со сверстников, а с домашнего животного); если ребёнок плохо учится, то больший уклон стоит сделать на его концентрации и на объяснении всех вариантов развития его собственного будущего – того, от которого он может по своему незнанию отказаться, если не возьмётся за голову. Любая слабая сторона личности маленького человека должна быть родителем выявлена для дальнейшей работы над искоренением этой черты.

23-05-2016-10-31-19

Как заставить ребёнка побороть свои недостатки?

Вот для этого и нужна сила воли. Иными словами, необходимо такое качество, которое поможет ребёнку выйти из зоны комфорта, в которую осознанно или неосознанно уходит, когда ситуация касается его страхов или слабых сторон, и увидеть прелесть жизни вовне.

Как только ребёнок начинает осознавать себя, в нём просыпается качество, позволяющее чувствовать себя особенным, уникальным (о человеческой уникальности здесь). Благодаря ему малыши часто проявляют детский эгоизм, который обусловлен эволюционной стороной вопроса: существо, не старающееся завладеть благами лично для себя, не смогло бы выжить в животном мире. Но дикие времена давно миновали, и теперь любое проявление эгоизма чревато дальнейшими конфликтами, преследующими подрастающую личность по всей жизни.

Для борьбы с детским эгоизмом как раз подойдёт система воспитания силы воли. Объясните ребёнку, что он, даже будучи самым маленьким из всех знакомых ему детей всё равно велик. Он таков потому, что он человек, он силён по определению, и воспользоваться данной силой можно по-разному: можно использовать её в личных целях, а можно на общественное благо (и речь, конечно же, не о коммунистических идеалах, а о более глобальных – общечеловеческих, экологических, а также об отношении «человек – животный мир»).

Объясните малышу, что он не так мал, как ему кажется. Конечно, он ещё не дорос до взрослого, но это не значит, что он маленький и ничего не может сделать. Он может помогать, участвовать в жизни семьи, общаться с другими детьми и помогать им, если это нужно. Он может оберегать животных и растения, своих родителей, собственные вещи через заботу и бережливость. Даже маленькое существо может совершать большие поступки.

im_20110117141523_2141117

  • Не позволяйте малышу лениться

Это особенное правило, работающее на любой стадии становления личности: от детсадовского возраста до взрослой осознанной жизни. Раз впустив в свою жизнь данное чувство, прелести жизни лентяя откроются вашему малышу в полной красе: ленивый ребёнок плохо учится, а значит, не развивается, не слушается старших, то есть не признаёт авторитета, видит жизнь в скучных серых тонах, а это первая стадия развития пожизненной хандры и апатии.

Именно таких людей, безвольных, сейчас большинство. Их зовут серой массой не потому, что они чего-то не смогли достичь и легко поддаются манипулированию (хотя не без этого), а потому, что их жизненная позиция – апатия. Их не интересует ничего, кроме собственного удобства. Для них создаются рекламы, обещающие быстрые и безболезненные способы достичь общественных благ. И именно у таких людей уровень упомянутых благ колеблется на таком низком показателе, на котором невозможно насытиться: деньги, развлечения, мимолётные связи и т. п. – потому что такие блага не доставляют истинного счастья, к которому стремятся все и в любой ситуации. А счастье – это синоним личностного роста, ощущения себя личностью, умной, активной, полноценной, с деньгами и любимой работой. Людям, чьи душевные силы не тренировались ни в детстве, ни во взрослой жизни, невозможно постичь истинного наслаждения быть человеком.

Счастье — это все лишь побочный эффект правильно организованной жизни.

М. Литвак

Работа над собой во взрослом возрасте подразумевает боль, даже если не имеется в виду боль физическую. Иначе трудно перекроить то, что с малых лет вшито в подсознание, как норма жизни. Только через болезненное отторжение прежних ориентиров происходит личностный рост и взросление, не физическое, а психологическое.

22-05-2016-17-57-2211

В детстве работа над собой начинается с искреннего удивления

Сначала ребёнок узнаёт, что может сделать то, о чём он даже не подозревал. Потом ему открываются обе стороны медали совершённого поступка: малыш понимает (с помощью родителя, конечно), что, совершив данное действие (например, помощь слабому), он сделал особенный выбор, который дал ему силы расти дальше, совершенствоваться, достигать новых высот. И последнее звено данной цепочки – осознание своей силы, уверенность в себе, закалённый характер доброго сострадательного человека.

Безусловно, путь к взрослению сложен и ветвист. Он лежит не только через обязанности и лишения, но и хорошее настроение, веселье и преданных друзей, через добрые книжки и фильмы, а также ошибки, чувство вины и раскаяние, через подавление злости, умение забывать прошлое, оставляя в арсенале только опыт. Не все взрослые люди вырастают в действительно взрослых. Часто они просто становятся старше по паспорту, получая права и обязанности взрослой личности, о которой не имеют ни малейшего представления. Именно такие люди по большей своей части неосознанно способствуют распространению несчастий в мире.

Но поистине взрослый человек не таков. Он умеет постоять за себя и свою точку зрения, он отлично понимает, чего стоит его шаг. Он умеет отказаться от меньшего во имя большего. И именно этому мы и должны научить наших детей, чтобы они не остались детьми до старости, а выросли в зрелые полноценные личности с твёрдым внутренним стержнем и ответственностью за свои и даже чужие жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

My Spring в соцсетях